Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
�зображения:
  • 603003, г. Нижний Новгород, ул. Культуры, д.1
  • (831)225-42-26
  • 8312254226@mail.ru, l82_nn@mail.52gov.ru

Школьная жизнь

История школы

Школа начиналась так... 

Сормовский завод начал отсчитывать четвертое десятилетие своего развития. 

Рабочие начинают понимать, что владеть грамотой им необходимо, так как продукция, выпускаемая заводом, все усложняется. 

Необходимость открытия школы осознают и хозяева завода: грамотный рабочий быстрее и лучше освоит свою профессию, принесет больше прибыли. И вот у администрации завода созревает решение: построить при заводе здание, в котором разместить и церковь, и школу. 

Hystory1.jpg

Hystory2.jpg

Утром 14 января 1885 года начался первый урок в Сормовской церковноприходской школе

С этого дня и начал свое существование лицей №82 города Нижнего Новгорода.

В то время срок обучения ограничивался всего двумя годами. Класс девочек открыли в школе только в 1887 году. В него опять попали не все желающие: из 98 записавшихся девочек по жребию получили места в школе только 52.

Восемь лет школа помещалась над трапезной храма, количество учащихся в ней не превышало 164 человек.

Когда у попечительства скопилось 15 тыс. рублей, было принято решение о строительстве нового здания школы на углу улиц Старая Канава и Проездного переулка.
К середине 1893 года деревянное двухэтажное здание было построено. Но скоро и оно стало тесновато.
14 января 1895 года Сормовской школе исполнилось 10 лет. Это событие было отмечено большой статьей в "Нижегородских епархиальных ведомостях". В статье говорилось, что школа занимает, бесспорно, весьма видное место в ряду всех церковноприходских школ Нижегородской епархии и даже далеко за ее пределами.

Hystory3.jpg

Действительно, в школе было 408 детей, их обучали 7 учителей, жалованье у которых было в 2-3 раза выше, чем в других церковных школах.

Hystory4.jpg

Школа была обеспечена пособиями и учебниками, имела библиотеки для учащихся и учителей. Расцвет школы и ее благополучие не стоили и копейки ни царскому правительству, ни владельцам завода. Школа полностью содержалась за счет рабочих и служащих завода. Учение, обеспечение учебниками и письменными принадлежностями было бесплатным. 

1897 год - школа преобразуется в "двухклассную с ремесленным курсом" и церковноприходскую. Вводится преподавание элементарной геометрии, алгебры, физики, технического рисования и черчения, а также обучение слесарному и столярному делу. Оборудуются мастерские и чертежная комната. Срок обучения в школе определяется в шесть лет.

Правление акционерного общества "Сормово" стало ассигновать на школу 5000 руб. ежегодно.

Для девочек создано два класса с 6-летним сроком обучения.

В дополнение к общеобразовательным предметам введено рукоделие, а для самых старших - преподавание дидактики, что давало право девочкам по окончании школы сдавать экзамен на звание учительницы школы грамоты.

В 1901-1902 учебном году в школе обучается уже 1500 детей, количество учителей достигает 50. 26 мая 1902 года на пересечении Большой дороги и Александро-Невской улицы (ныне улицы Коминтерна и Баррикад) совершается закладка каменного здания.

9 октября 1903 года трехэтажное с полуподвалом здание школы было торжественно открыто.

Hystory5.jpg

Hystory6.jpg

1917 год. По декрету Временного правительства все начальные школы с 1 сентября передаются в ведение Министерства народного просвещения. Школе присвоено название "Фабрично-заводская семилетняя школа № 7 памяти Баррикад 1905 года".

В нижнем этаже здания были оборудованы столярная и слесарная мастерские, установлен токарный станок, а в маленькой комнате - наковальня, кузнечные меха и ванна для демонстрации процесса закапывания металла.

Спустя два года школы всех районов города Горького были переведены на единую нумерацию. Главной школе Сормовского района был присвоен новый номер 82.

В конце 30-х годов в школе родилась хорошая традиция - проводить "Вечер школьных товарищей", или ежегодные встречи выпускников. Первый такой вечер состоялся в феврале 1937 года. Но добрую традицию нарушила война.

Подвиг в тылу и на фронте

1941 год. Занятия пришлось начинать под одной крышей с  коллективам двух, а потом даже и трех школ: № 82, 84 и 117. Но уже через месяц Государственный Комитет Обороны счел необходимым добротное здание школы № 82 передать военному училищу радистов.

Зимой 1941 года, когда враг рвался к Москве, Горький стал прифронтовым городом. В школе было объявлено военное положение, все учащиеся разбиты на роты, взводы.  Из педагогов и старшеклассников были назначены командиры этих подразделений. Самым старшим командиром стал завуч школы А.А. Рудов.

Нелегкими были эти годы учения. Работали в четыре смены, а немного позднее и до конца войны - в три. Трудное было время. Но делать многое успевали тогда ребята. Старшеклассники вместе с педагогами потрудились на сооружении оборонительных рубежей вокруг города, работали на торфоразработках, на полях области. Ребята своими силами производили заготовку дров для школы, уборку и ремонт классных комнат.

Hystory7.jpg
А.А. Рудов

директор с 1941г. по 1968 г.

Hystory8.jpg

1 сентября 1960 года школа начала в новом здании на улице Культуры.

Состоялась торжественная линейка открытия нового здания. Первые слова горячей благодарности директор школы А.А. Рудов адресует самым почетным гостям сегодняшнего праздника - строителям. Хозяева здесь сегодня уже педагоги школы и школьники - свыше 1100 сормовичей. Немало труда вложили они в сооружение этого прекрасного здания. Свыше 20000 человеко-часов отработали ребята. А сколько потрудились учителя! 

Школа строилась по индивидуальному проекту. Типовой проект превратили в индивидуальный директор А. А. Рудов и учителя, приспособив его к требованиям учебного процесса, создав свою оригинальную планировку кабинетов и залов, их оснащение. Заранее был разработан и комплексный проект оформления интерьеров здания, выполненный учителем рисования и черчения.

В 60-х годах школа стала признанным методическим центром преподавания точных наук.

Приказом Министерства просвещения РСФСР в г.Горьком в 1969-1970 учебном году школе № 82 дано указание организовать процесс с углубленным изучением математики и физики.

Л.М. Раввина
директор с 1969 г. по 1985 г.

 

В 1970 г. работа педагогического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса была представлена на ВДНХ СССР. Для выставки была подготовлена целая серия докладов с методическими разработками ведущих педагогов, лучшие ученики также направили свои доклады.
В 1974 году выходит книга "В помощь учителю (изучение процессов кинематики в средней школе)". Горьковский областной институт усовершенствования учителей счёл необходимым распространить опыт ведущего физика города В.С.Пермитина и его последователя Б.А.Раца для широкого использования в педагогике.
Ежегодно в школе организуются семинары руководителей школ и их заместителей по учебно-воспитательной работе, семинары факультета педагогических кадров Горьковского государственного педагогического института. Своим богатым опытом с педагогическим коллективом делятся директор Е.М.Раввина, её заместитель Е.А.Павлюк. О постановке работы по эстетическому воспитанию учащихся рассказывает руководитель районного методобъединения учителей рисования В.А.Герасимов.
В 1978 году на II Всероссийском съезде учителей педагог математики школы № 82 Н.П.Бакушева признана одним из лучших учителей страны. Ей было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Школа стала коллективным членом НОУ. В 1984 году из 54 выступивших на городской конференции 18 человек удостоены дипломов I степени, остальные - дипломов II степени.

 

  Отчет о работе педагогического коллектива школы в 1985-1986 уч. году занесён в Почетную книгу Обкома профсоюза работников просвещения. Школа начинает работать как опорная школа для образовательных учреждений города и области.

К 1987-1988 уч. году количество учащихся школы достигло 1320 человек. Школе присвоено звание коллектива, работающего на доверии.

С 1988 года школа является базовой школой Управления народного образования, проводятся открытые уроки в рамках семинаров для слушателей факультета по подготовке и повышению квалификации организаторов народного образования ГГПИ им. М.Горького.

Постановлением Администрации Сормовского района г. Н.Новгорода с 1 сентября 1992 года школа реарганизована в физико-математическую школу-лицей № 82.

Спецкурсы по профильным предметам начинают вести преподаватели вузов города.

В апреле 1993 года для руководителей образования Сормовского района и города проведен семинар, на котором директор Мельникова А.П. представила опыт работы школы по организации НОУ.

А. П. Мельникова
директор с 1985г. по 1993г.

Косенкова_Людмила_Алексеевна.jpg

Л. А. Косенкова
директор с 1993г. по 2000 г.

В 1995-1996 учебном году школа-лицей № 82 реорганизована в лицей № 82 с углубленным изучением математики и физики.


В октябре 1996 года принимает участие в Первом Всероссийском фестивале-семинаре Проекта Ассоциированные школы ЮНЕСКО "Мы живем на одной планете", по итогам представления опыта работы на котором получает статус Ассоциированной школы ЮНЕСКО.

В апреле 1997 года педагогический коллектив представляет Творческий отчет о своей деятельности по всем направлениям учебно-воспитательной деятельности руководителям образования города и области.

Лауреатами премии гранта Сороса стали педагоги: учитель математики В.Ф.Самарина, учитель химии А.П.Семенчукова, учитель математики Н.Г. Харитонкина (Говорова).

Лицей становится базовой школой ГУ ВШЭ.

 С 2001 г. лицей развивает систему социального партнерства с ведущими вузами России - ННГУ им. Н.Лобачевского, НГТУ, ГУ ВШЭ, НГПУ, МФТИ.

Педагогический коллектив начинает участвовать в работе городской опытно-экспериментальной площадки по организации интегрированного преподавания экономики и математики в лицейских классах по программе "Формы интеграции экономики и математики в классах с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла".

В лицее открываются и действуют по сей день группы очного обучения в ФМШ МФТИ, работают спецкурсы "Задачи с параметром", "Основы мультимедийных технологий", "Начертательная геометрия", "Решение нестандартных задач по физике и математике".

  Яичников Б.В..jpg

  Б.В. Яичников
директор с 2001г. по 2004г.